Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой города Липецка
МБОУ гимназия №19 г. Липецка им. Н.З. Поповичевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой города Липецка
МБОУ гимназия №19 г. Липецка им. Н.З. Поповичевой
Дорогой посетитель!
Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте.
МБОУ гимназия №19 была открыта в 1939 году. Сначала начальная школа, потом восьмилетка, и лишь в 50-е годы – десятилетка. В 2001 году получила статус гимназии.
Гимназия обеспечивает универсальное образование, поддерживая традиции классической гимназии.
Обучение ведется с использованием лекционно-семинарской системы и индивидуальных форм работы, большое внимание уделяется научно-исследовательской и проектной деятельности.
В учреждении ведется активная работа по подготовке к олимпиадам и конкурсам гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной направленности (по литературе, русскому и иностранным языкам, истории, обществознанию, математике, физике, биологии и химии).
Учащиеся гимназии ежегодно добиваются выдающихся результатов на соревнованиях муниципального, регионального и российского уровней. Учащиеся принимают участие и являются победителями различных олимпиад и конкурсов различного уровня.
В 2022-2023 учебном году 13 учеников гимназии стали победителями и призерами регионального и 1 ученик стал призёром заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Устойчивые результаты в работе стали возможны благодаря усилиям высокопрофессиональной команды гимназии. Учителя гимназии участвуют в профессиональных конкурсах и проектах, являются экспертами по проверке результатов ЕГЭ и ГИА.
Мы рады гостям нашего сайта и надеемся, что Вы найдете здесь всю интересующую Вас информацию о жизни нашей школы!
Навстречу юбилею гимназии 2024 года.
Дорогие учителя, ученики, родители и выпускники гимназии!
В 2024 году нашей гимназии исполнится 85 лет! Много это или мало? Это была всего лишь эпоха. Это годы труда, радость победителя, история многих поколений педагогов и учащихся, прекрасные и добрые традиции, фундамент для новых взлётов и свершений. Юбилей - это незабываемое событие, которое дарит прекрасные воспоминания о ярких буднях и открывает новые страницы творческой деятельности.
В эти годы гимназия переживала радости и невзгоды, в ее стенах происходило преобразование, она с радостью встречала новых учеников и грустила провожала выпускников, развивалась, росла, училась вместе со своими учителями и учениками. Для каждого поколения она была единственной в своем роде.
Да, много переменных видели ее стены. Неизменным остается только одно! Профессионализм и самоотдача, бесценный педагогический опыт, накопление прекрасных учителей, поддержка и взаимопонимание со стороны родителей, участие обучающихся в образовательном и воспитательном процессе - вот основные характеристики успеха нашей гимназии, которые нашли отражение в ее слогане «Мы родом из 19-ой ..! »).
Нашей любимой гимназии 85 лет, но мы знаем, что в гимназии не только славное прошлое, но и прекрасное будущее!
Пятидесятые годы
Период становления липецкого опыта. Липецкими учителями разработан и применен, по существу, новый урок, который вошел в педагогическую науку как, рациональная организация учебного и воспитательного процесса. (В те годы в школе №19 работали истинные мастера педагогического труда. За широкое внедрение новаторства большая группа учителей получили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Пара слов о...
...иностранных языках. 26 августа 1950 года подписан приказ об изучении английского языка. До этого школьники осваивали только немецкий. С начала 1993 -1994 учебного года в гимназии обучали и французскому языку.
...домашних заданиях. 8 апреля 1954 года стал радостным днем для многих учащихся начальных классов: в связи с перегрузкой детей отменили домашние задания на понедельник.
...новых предметах. Уверенных в том, что «Логика и психология» - совершенно новый предмет, включенный в программы несколько лет назад, можно разочаровать. Уже в 1952 году в учебном плане 19-й школы значились эти дисциплины.
...пении. Большое внимание в 50-е годы в школе № 19 уделялось хоровому пению. А чтобы дети не пропускали занятия, классным руководителям вменялось в обязанность посещать их вместе с воспитанниками. Все нарушители - и дети, и взрослые - отмечались в приказе по школе.
...театре и литературе. В середине 50-х годов в школе действовал кружок литературы. Ставили «Баню» и «Клопа» В. В. Маяковского, «Чайку» А. П. Чехова.
Шестидесятые годы
Директор сш № 19 (1966-1984гг.) Коваленко Елена Михайловна, «Заслуженный учитель РСФСР», продолжает развитие образования. По инициативе директора 19-я первой в Липецкой области переходит на кабинетную систему (1971 г.).
Развивается математический профиль обучения, включающий в себя углубленное изучение математики в 9-10 классах. Введено производственное обучение в старших классах на базе НЛМК, школа первая в Советском районе города организует общественно-полезный производительный труд. (1984 г.) СШ № 19 отличается высокими показателями в учебном и воспитательном процессе.
Большое внимание уделялось военно-патриотической работе. Под руководством завуча школы Башкатовой Надежды Даниловны и учителя физики Меркурьева Владимира Александровича создан экспедиционный клуб воздушных искателей (ЭКВИ). Воспитанниками клуба было совершено множество экспедиций по местам боевой славы. Члены ЭКВИ устанавливали обелиски погибшим воинам. Деньги зарабатывали сами, сочетая учёбу с работой по сбору металлолома.
Много забытых имен участников ВОв было обнародовано, в том числе - членов экипажа самолёта под командованием Героя Советского Союза Дмитрия Барашева. Сегодня мы можем видеть в сквере у площади Революции памятник-барельеф погибшим летчикам в годы Великой Отечественной войны.
23 февраля 1968 года был зажжён вечный огонь у мемориала Славы на площади Героев. Огонь был доставлен из г. Волгограда с Мамаева Кургана. В тот день почетную вахту на Посту №1 несли учащиеся школы №19, члены клуба ЭКВИ.
Семидесятые годы
Учителя школы №19 продолжают работу по внедрению липецкого опыта и совершенствованию методов обучения и структуры изучаемого материала, психолого-педагогических основ повышения эффективности урока.
Отличники народного просвещения Гаркушина Тамара Сергеевна и Петрова Зинаида Борисовна одними из первых в городе стали внедрять в учебно воспитательный процесс начальной шкрлы методику Москаленко Константина Александровича.
(Константин Александрович Москаленко (1917 — 1984) — учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.)
Восьмидесятые годы
Поповичева Нина Зиновьевна - Заслуженный учитель школы РФ, Отличник образования СССР, директор школы с 1984 по 2002гг. Как руководитель Нина Зиновьевна определяла лицо школы, систему и методы управленческой деятельности.
Она первой осознала необходимость новой педагогической компетенции учителей: от учителя - исполнителя к педагогу-профессионалу. Под ее руководством в школе осуществляется переход от методических объединений к научно-методическому совету и его структурным подразделениям - научно-методическим кафедрам. По её инициативе открыты клссы с углубленным изучением отдельных предметов.
Девяностые годы
Совместно с отделом инноваций в воспитании Института педагогических инноваций Российской академии образования, реализует широкомасштабный эксперимент по внедрению в школы России должности освобождённого классного воспитателя под руководством профессора Олега Семёновича Газмана в школе проводится эксперимент по теме «Классный воспитатель». Руководителем творческой лаборатории "Классный воспитатель" является заместитель директора по инновационной деятельности Пиндюрина Римма Евгеньевна. Консультации осуществляет кандидат педагогических наук Таран Юрий Николаевич. Результаты этого эксперимента стали достоянием гласности широкой педагогической общественности. В результате в «Перечень должностей» была внесена должность «Классный воспитатель», получившая признание в 1990-х – начале 2000 годов, разработаны методические рекомендации, пособия, раскрывающие содержание его деятельности.
Олег Семёнович Газман (1936 — 1996) — учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, публицист. Автор уникальной системы организации летнего отдыха детей. Один из теоретиков «коммунарского движения», разработчик «орлятской методики». Выдвинул ряд крупных идей и концепций в области образования: педагогика свободы, педагогика поддержки, индивидуализация процесса воспитания, культура жизненного самоопределения и др. Поэт и музыкант, автор песен «Вожатская лирическая», «Марш вожатых», «Синеглазая», «Года, года…» и др.
Главное слово Газмана-воспитателя – свобода. Он называл её базовой потребностью и ближайшей зоной развития ребёнка: «Взросление – это борьба за свободу». Если мы принимаем эту логику, то целиком и полностью меняем смысловое поле воспитания, его стратегию: «Открытое воспитание (…) следует формуле: «Сначала свобода, а лишь потом подчинённая ей педагогика необходимости; сначала личность, потом коллектив, общество; сначала человек, а лишь затем потребный ему предметный мир». («Свобода ребенка в образовательном процессе», 1991).
В 1991 году вводится углубленное изучение иностранных языков со 2-го класса и второго иностранного языка с 5 класса.
В 1994 году сш №19 получает новый статус - общеобразовательная средняя школа с гимназическими классами - и продолжая развивать традиционный математический профиль, формирует новый, гуманитарный.
XXI век. Первое десятилетие
Школа аттестована как общеобразовательное учреждение Гимназия №19 (10 апреля 2000 года). В мае 2003 года Гимназии №19 присвоено имя её бывшего директора Поповичевой Н.3.
Директор гимназии Пиндюрина Римма Евгеньевна /01.03.2002 - 08.07.2021/
Пиндюрина Р.Е.
"Общеизвестно: каждое новое поколение переоценивает то, что сделано предшественниками, и выстраивает свой ранг смыслов в понимании происходящего здесь и теперь, а также того, что было и будет. Очень важно, чтобы концепции, подходы, принципы нового руководителя не разрушали до основания наработки предшественника. Сначала самым сложным для меня было решение следующей задачи: удержать высоко поднятую моим учителем и наставником - Ниной Зиновьевной Поповичевой - планку. Сегодня гимназия № 19 - флагман липецкого образования. Наши ученики получают разностороннее, комплексное образование высокого уровня, отвечающее быстрому развитию науки, с ярко выраженными чертами социализации и психологизации, а наши педагоги реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал, понимая, что для гимназиста примером человека, ориентированного на высокие достижения в учебе и вообще в жизни, является учитель.
Директор в любой школе - это прежде всего педагог, организующий педагогическую деятельность и образовательное пространство. Конечно, работа, связанная с хозяйственной, финансовой и иной деятельностью, способствует обеспечению качества образования, однако руководитель образовательного учреждения не может заниматься только этим. Директору необходимо вести уроки, экспериментальную работу, проводить мастер-классы. Если ты, директор, мало думаешь, смеешься, чувствуешь, помогаешь, играешь, творишь, то как же ты собираешься научить этому других?
Школьная организация лишь отчасти подчиняется правилам и нормам теорий управления. Это объяснимо, потому что сердцевина деятельности руководителя - общение с учениками, коллегами, родителями. И этот сложный процесс общения невозможно организовать только на официально-деловой основе.
Директор должен выступать не как управленец, а как лидер сообщества детей и взрослых. Воспитание, обучение, руководство на личном примере - это безумно сложный, но беспроигрышный путь.
Гимназия № 19 - гарант эффективного обучения, а соответственно, успешной карьеры, личностного и профессионального роста каждого ученика и педагога, которые переступают ее порог. Директор школы, прежде всего - УЧИТЕЛЬ !"
К сожалению, в гимназии сохранились архивы лишь со 2 января 1944 года. Неразбериха военных лет спутала все карты, разобраться в которых помогали, что называется, всем миром. Нашлись выпускники 1941 года, одним своим существованием подтвердившие, что школа работала до войны. По воспоминаниям ветеранов и данным музея СШ №5, в августе 1942 года по решению горисполкома ее здание (ул.Зегеля, д.6) было передано военному эвакогоспиталю №2976, поэтому двум учебным заведениям пришлось объединиться в здании 19-ой. В годы Великой Отечественной обучение не прекращалось, в младших и старших классах особое внимание уделялось военной подготовке. Под руководством учителей, комсомольцев-активистов создавались и действовали команды по охране порядка, медико-санитарной работе и другие группы. В 5-10-и классах были образованы отделения и взводы, в школе обеспечивалось круглосуточное дежурство учителей и военизированных групп.
Есть версия, что 5-я была мужской школой, а 19-я — женской. Возможно, но в военный период, и совсем недолго. Начиная с января 1944 года, книги приказов отражают списки классов, где были мальчики и девочки. Именно в это время СШ №5 возвратилась в свое помещение на улице Зегеля, а 19-я стала принимать все новых и новых учителей и учеников, которые возвращались из эвакуации.
В сороковые годы прошлого века здание 19-ой школы было двухэтажным, что заметно выделяло его среди низеньких домиков частного сектора. Пока еще нельзя с уверенностью назвать улицу, на которой оно располагалось. Организаторы музея средней школы №5, например, утверждают, что на улице Последней. А выпускница 1952 года Боровкова с уверенностью называет улицу Тимошенко. Между прочим, этот факт подтверждают школьные архивы приказов, где перечисляются учителя и улицы, по которым необходимо произвести учет малограмотного и безграмотного населения: 2-я Липовская, Одноличка (ныне ул.Гагарина), улица Тельмана, 1-я Средняя, 2-я Средняя, Тимошенко, Верхняя Логовая, Нижняя Логовая, Сенная, Станционная, Вавилова, 10-я Шахта, район железнодорожного вокзала. И ни в одном из этих документов нет улицы Последней; а вот название улицы Семашко появляется лишь с 1964 года.
Шло время, и Одноличка превратилась в улицу, мощеную булыжником. Затем пустили трамвай и автобус, и появилась остановка, названием которой очень гордились ребята, - «19-я Школа". Многим, правда приходилось добираться от железнодорожного вокзала пешком, так как это была окраина города, за которой расстилалось чистое поле. Не было еще улицы Космонавтов, а лишь ангары военного аэродрома «Липецк-1", занимавшие территорию нынешнего Дворца спорта «Звездный» и 1-го микрорайона. Позже открылась 24-я школа, которая считалась учебным заведением «Липецкстроя". В связи с перегруженностью 19-ой часть учителей и учащихся по приказу были переведены по месту жительства в соседние школы.
«Вспомнить», когда здание выросло еще на один этаж, помог приказ о назначении на пост дежурных, датированный 1954 годом. Подобные документы позволяют узнать, как развивалась школа в дальнейшем в материально-техническом плане: на смену уличным туалетам пришли оборудованные кабинки. А вместе гужевого транспорта (для лошадей дети и учителя летом заготавливали сено и корм) в 60-е годы появились грузовик и автобус. С 1 июня 1960 года было начато строительство учебных мастерских, вокруг школы поставили изгородь. Эти хозяйственные пристройки и впоследствии гараж находились на территории учебного заведения с западной стороны здания, которое было из серого кирпича и не оштукатурено.
Выпускники разных лет единогласно подтверждают, что на первом этаже, сбоку от школы, со стороны военного городка, в одноэтажной объединенной постройке располагались кабинет домоводства, учебные мастерские, гараж, сарай и туалеты. В 1962 году родители и шефы из военного городка помогли закончить новый большой спортзал - пристройку к школе с восточной стороны. Такие залы с утепленным полом в городе можно было по пальцам пересчитать!
В 1970–1971 в школе начался капитальный ремонт, и ученики вместе с учителями ходили на занятия в СШ №5 во вторую смену. В этот период в здании 19-ой школы меняли оконные блоки, электропроводку, теплооборудование. По воспоминаниям учителей, выпускников и ветеранов на месте современной спортплощадки были неработающий фонтан, уютная беседка, которую окружали заросли заброшенного фруктового сада. Весной цвели груши и яблони. Под окнами школы, перед центральным входом, разместили прямоугольную клумбу, украшавшую двор. А в 1978 году силами шефов, учителей и старшеклассников была сделана пристройка к зданию, где разместились столовая, производственные мастерские, рекреации 2-ого и 3-его этажей. В 1991 году была проведена реконструкция вестибюля, а в сентябре-октябре 2008 года, без перерыва в учебном процессе, произведен капитальный ремонт оконных блоков. За два года заменены половые покрытия на всех этажах.
Учителя школы №19 активно участвовали в распространении Липецкого опыта в организации и проведении уроков. Более того, она стала экспериментальной площадкой для освоения педагогической системы К. А. Москаленко. Вместе с ним работали учителя начальной школы Ольга Сергеевна Миляева, Зинайда Борисовна Петрова, Тамара Сергеевна Гаркушина. А с 1985 года это учебное заведение постоянно экспериментирует в разных направлениях: это и внедрение пионерской программы «Компас», и совершенствование клубной работы, и освоение программ «Классный воспитатель» и «Личностно ориентированное образование». В 1994 году СШ присвоили статус общеобразовательной школы с гимназическими классами. 10 апреля 2000 года средняя школа №19 получает статус гимназии, а в мае 2003 года нашему учебному заведению было присвоено имя Заслуженного учителя РФ Нины Зиновьевны Поповичевой, немало сделавшей для развития образования в Липецкой области.
Школьные архивы сохранили фамилии почти всех директоров:
С 9 июля 2021 года руководство гимназией приняла Буева Марина Александровна..
О логотипе гимназии
В 2004 году разработан Логотип гимназии №19. Автор макета: ученица 9 класса Богомолова Ольга.
19!
"1 перед "9" является не только составляющей номера учреждения, но и обозначает лидерство среди школ города.
’На цифре “9" - три полукруга, символизирующие три ступени школьного образования: начальное, гимназическое и профильное.
Образование в гимназии открыто для всех детей, что подтверждают полукружья в цифре "9".
Лавровый венок на логотипе гимназии — это не только венок мудрости, но и венок победителя. Все обучающиеся, преодолевая трудности школьной жизни, получают фундаментальные знания, которые помогут им в будущем.
Гимназия сегодня
Форма обучения: очная
Реализуемые программы: начального общего образования, основного общего образования (программы повышенного (углубленного) уровня, предпрофильная подготовка); среднего общего образования (профильное обучение, обучение по индивидуальным учебным планам).
Обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию в гимназии. При реализации основных образовательных программ могут быть использованы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Программа развития «Мир наших возможностей» предназначена для педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей), социальных партнеров и учредителя МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка.
Программа выполняет следующие основные функции:
Содержание Программы является ориентировочным пространством, задающим стратегию инновационного развития гимназии на долгосрочный период до 2025 года.
Цель Программы:моделирование нового состояния образовательной среды гимназии, обеспечивающей для самореализации учащихся предоставление возможностей, отвечающих
задачам государственной политики в сфере образования на современном этапе.
Задачи:
1. Достижение качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
2. Совершенствование деятельности имеющихся воспитательных комплексов воспитательной системы гимназии «Гражданин России 21 века».
3. Создание, апробация и внедрение Модели поддержки добровольчества (волонтерства) на базе МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
4. Создание, апробация и внедрение Модели самоопределения и профессиональной ориентации для обучающихся в МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
5. Создание, апробация и внедрение Модели цифровизации образования в МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
6. Обеспечение профессионального роста педагогических работников, в том числе через включение в национальную систему профессионального роста.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике